Это интересно
Новости по теме
|
Психологические тренингиПервые психологические тренинги в нашей стране появились еще в начале девяностых годов, когда грянули социальные перемены, а с ними и социальные потрясения. Тогда-то населению и потребовалась скорая психологическая помощь. Именно в те годы в страну хлынул поток иностранных (преимущественно американских) специалистов, охотно бравшихся за спасение душ вчерашних идеологических врагов. Тогда наибольшей популярностью пользовались так называемые тренинги личностного роста, где гражданам новой свободной страны, помимо всего прочего, прививали привычку верить в себя и свои силы, а также уверенность в завтрашнем дне. Вторая волна ажиотажного спроса на услуги психологических тренеров пришлась на середину девяностых: время активного налаживания деловых отношений между отечественными предпринимателями и западными бизнесменами. Российские коммерсанты, обнаружив, что загадочная русская душа да бандитские замашки мало способствуют их успеху в международных проектах, начали привлекать для работы в своих компаниях иностранных специалистов по бизнес-тренингам, а занятия, направленные на решение личных проблем, отошли на второй план. Однако, по мнению экспертов, в последнее время тренинги личностного роста начали возвращать себе былую популярность. И не исключено, что в ближайшем будущем их доля на рынке приблизится к 50% от общего числа всех проводимых в стране занятий подобного типа. Произойдет это скорее всего за счет роста рынка и увеличения количества тренинг-компаний. А пока, в России работает около 500 подобных фирм, половина из которых находится в столице. Объем рынка тренинг-услуг на сегодняшний день составляет 700 млн. долларов, 300 из которых опять же приходится на Москву. Однако, в последние годы столичный рынок практически не растет, в то время как темпы роста общероссийского выглядят более чем впечатляюще – 40–50% в год. Бизнес-тренировки Среди психологов тренинг считается одним из наиболее эффективных методов обучения. Он может раскрыть внутренний потенциал человека и дать ему не только знания, но и умения, что часто гораздо важнее для работы и личной жизни, считает коммерческий директор тренинг-центра «Перспектива» Максим Цветков. По его словам, тренинг выгодно отличается от простой психологической консультации именно тем, что позволяет тут же, на практике применить знания и навыки, приобретенные во время занятий. Достигается это за счет особенностей обучения, которое проходит в режиме постоянного диалога тренера и группы. «Обычно один бизнес-тренинг длится два полных дня, – рассказывает консультант компании Club Consult Юлия Митюшина. – Все начинается со знакомства и формирования целей, при этом каждый участник обязательно высказывает свои мысли и соображения о предстоящей работе. Это необходимо для того, чтобы все действующие лица были объединены одной общей задачей и четко ее себе представляли. Теоретическая часть – это не более 20% от общего времени занятия, остальное – практика». Деловые, ролевые и психологические игры – вот что лежит в основе каждого тренинга. «Во время проведения тренинга, – продолжает эксперт, – важно, чтобы в процесс были вовлечены все участники, они должны помогать друг другу, учиться принимать совместные решения, ведь только так в каждом конкретном коллективе можно сформировать командный дух, необходимый для эффективной работы». Впрочем, командообразование – не единственная цель бизнес-тренинга. На занятиях отрабатываются также лидерские качества каждого из участников, его профессиональные навыки – будь то технологии маркетинга, продаж или бизнес-коммуникации. Общение с VIP-клиентами, техника и практика коммуникативного управления, стресс-менеджмент, стратегия переговоров – вот далеко не полный список того, чему можно научиться на тренинге. Каждая тренинг-компания предлагает своим клиентам как открытый для всех желающих, так и корпоративный вид программ, но наибольшей популярностью, по словам Юлии Митюшиной, пользуются последние. Это объясняется в первую очередь тем, что на сегодняшний день регулярное проведение бизнес-тренингов стало частью корпоративной культуры во многих крупнейших российских компаниях, стремящихся повысить эффективность своей деятельности. Гарантии личного роста А вот слушателями тренингов личностного роста чаще всего становятся частные лица. И что интересно, по словам директора Всемирного центра взаимоотношений Галины Серебренниковой, за последние несколько лет портрет среднестатистического посетителя подобных программ изменился до неузнаваемости. «Еще десять лет назад мы на своих занятиях видели совершенно отчаявшихся людей, – рассказывает она. – Они готовы были полностью довериться тренеру, а саму методику воспринимали как чудо, способное в одночасье избавить их от всех проблем. Но чуда не случалось. Думаю, что сейчас им можно было бы помочь, учитывая, что теперь в России есть множество профессионалов, а на тот момент сами тренеры были недостаточно подготовлены. Напряжение в обществе пошло на спад, поэтому большинство наших клиентов приходят не столько для того, чтобы избавиться от депрессии, сколько для того, чтобы повысить качество своей жизни и научиться понимать себя и окружающих». |