Это интересно
Новости по теме
|
Буддийский фундаментализмМолодые японцы, которые все чаще стали обращаться к традиционным духовным ценностям, считают, что роль и назначение буддизма для человека значительно шире, чем выполнение похоронных обрядов. Цуёси Тада почувствовал острую необходимость изменить свою карму. Непрерывно ссорясь со своей подругой и ее родителями, 31-летний житель префектуры Осака сам устал от своего вулканического характера. Но вместо того, чтобы пройти курс терапии по управлению гневом, Тада отыскал в интернете методы буддийской аскетической практики и решил направиться в храм Риккокудзи, расположенный в префектуре Тиба, который предлагал трехдневный курс медитации. Когда Тада позвонил в храм, ему ответили, что курс медитации начнется на следующий день. Через пару часов Тада уже сидел в скоростном экспрессе Синкансэн, уносившем его на восток, туда, где он надеялся успокоиться и улучшить свое состояние. На третий день пребывания в храме Тада громко распевал сутры и занимался дыхательными упражнениями, доводя себя до состояния, близкого к гипоксии. Но все эти сложные дыхательные упражнения и не очень удобные приемы сидения было как раз то, что он искал. "Я хотел оказаться в ситуации, где я должен преодолевать трудности", – говорит он. Постепенно уходят в прошлое те дни, когда многие японцы относились к буддизму просто как к традиционной религии, назначение которой заключается лишь в совершении похоронных обрядов. Теперь все буддийские храмы предлагают краткие учебные курсы медитации для любого желающего. Есть даже специальные туры по святым местам, предназначенные для ухода от стрессов повседневной жизни. И действительно, многие отмечают, что буддизм в своих различных аспектах является более прагматическим, чем мистическим учением. Вы можете повсюду встретить молодых мужчин и женщин, ежедневно практикующих медитацию "дзадзэн" до или после работы. При этом большинство из них вовсе не ищут просветления "сатори" или чего-либо в этом духе – таким образом они просто пытаются отвести от себя острое лезвие тяжелой жизни. Храм Риккокудзи открыл курсы обучения медитации в 2000 году и с тех пор их прошли более 270 человек. Иногда компании посылают сюда своих служащих. "Мне сказали, что обучение на этих курсах даже тяжелее, чем тренировки в Силах самообороны", – с гордостью сказал монах Кэйкан Сайто. Возможно, это и так, но многие попадают на эти курсы случайно и воспринимают духовные упражнения как нечто новое по сравнению с обычным уик-эндом и скучным сидением в горячем источнике. "У меня появились три свободных дня – такое количество выходных я не могу получить в обычное время. И мне захотелось испытать нечто новое", – говорит 34-летний Масаити Хигасияма, который на прошлой неделе прошел курс трехдневного обучения медитации вместе с Тадой. Конечно, обстановка в храме не похожа на привычную светскую атмосферу. Здесь нет телевизора, не говоря уже об интернете, и все участники занятий обязаны сдать свои мобильные телефоны. Во время своего пребывания в храме они должны в течение многих часов сидеть в положении "сэйдза" – на коленях с поджатыми под себя икрами, медитировать, петь и переписывать сутры. "Вы можете представить, что будет с вашими ногами, если вы будете неподвижно сидеть в положении "сэйдза" более часа?" – со стоном говорит Хигасияма. "Это больше, чем просто онемение конечностей. Кости моих ног начали так сильно болеть, что я был вынужден ползать на полу, потому что не мог встать". 25-летняя Аи Сато из Хоккайдо совершила длинную поездку в Риккокадзи в апреле прошлого года после того, как напряженные отношения с коллегами по работе заставили ее уйти из фирмы. "Я быстро становлюсь нервной и возбудимой, когда общаюсь с другими людьми, – объясняет она. – Я хотела побороть свою чрезмерную сосредоточенность на себе и быть спокойной всю оставшуюся часть моей жизни". "Сейчас люди ведут жизнь, далекую от буддизма. Многие из них даже не знают, к какой буддийской секте традиционно принадлежала их семья, – говорит Догэцу Канаи, монахиня храма Эмманин в Оцу. – Но в то же время интерес к религии начинает расти, поскольку общество становится все более и более напряженным". |