Это интересно
Новости по теме
|
Театр ЁсэСреди популярных театральных представлений в Японии особенно распространен театр ёсэ, отличающийся редким своеобразием. Это зрелище типа варьете, участники которого выступают с разнообразными номерами. Однако, несмотря на большую свободу в составлении программы ёсэ, один принцип выдерживают довольно строго: на сцену этого театра допускают только традиционные виды национального искусства. Ни джазовую музыку, ни европейские или какие-либо другие неяпонские песни и танцы в программу представления обычно не включают. Этот вид театрального искусства возник в XVII веке. Слово «ёсэ» означает «место, где собираются люди». Сначала представления ёсэ устраивали на площадях под открытым небом, и были они известны как дайдо-гэй или цудзи-гэн (уличное представление). К концу XVIII века для ёсэ стали строить специальные театральные помещения. Примерно в том виде, в котором он существует в настоящее время, театр ёсэ появился в 1798 году, когда Окамото Мансаку построил в Эдо первое помещение ёсэба (место для представлений). Число театров ёсэ стало быстро расти, и в период их самой большой популярности, примерно в 1815 году, только в Эдо было сто двадцать пять таких театров. К середине XIX века в связи с правительственными ограничениями, касающимися зрелищных предприятий, число их сократилось до пятнадцати. После революции Мэйдзи правительственные ограничения были сняты и театры ёсэ вновь обрели широкую популярность. В Токио функционировало более сорока хорошо оборудованных театров ёсэ. В дальнейшем в связи с распространением кино число театров ёсэ сильно сократилось. Но тем не менее этот вид театрального искусства продолжал пользоваться любовью зрителей. А в послевоенной Японии благодаря телевидению он обрел новую, еще более широкую популярность, особенно среди молодежи. Театральные обозреватели отмечают, что в настоящее время наблюдается своеобразный бум ёсэ. Театры ёсэ значительно меньше обычных театров и вмещают всего триста-четыреста зрителей, что помогает установлению атмосферы непринужденности в зале. Здания театров — обычно помещения японского типа. Стульев в зале пет. Зрители располагаются прямо на полу на циновках. Небольшая сцена, называемая кодза, лишена сложных приспособлений и механизмов. Ни декорации, ни световые, ни другие сценические эффекты не применяются. Все в этом театре держится на актерах, выступающих без грима, в обычном японском платье. Основную часть программы театра ёсэ составляют устные рассказы кодан и ракуго, которые перемежаются номерами разнообразных жанров народного искусства. Слово «кодан», или «косяку», как прежде называли этот вид устных рассказов, означает «чтение лекции» или «толкование написанного». Этот вид сказа зародился в XVI веке, когда странствующие священники, стремясь привлечь внимание аудитории, стали рассказывать историческую хронику «Тайхэйки». В XVII—XVIII веках сказаниями о битвах стали добывать себе пропитание бродячие ронины и горожане, лишенные определенных занятий. Они выступали в храмах, под временными навесами, сооружаемыми в руслах пересохших рек, или просто на оживленном перекрестке у дороги. Повествование рассказчики вели сидя, их единственным атрибутом был веер, которым они для усиления выразительности время от времени ударяли о доски помоста или возвышения, на котором находились. В 1700 году в Эдо построили первый специальный театр, который назвали «Тайхэйки косякуба». Он стал родоначальником театров ёсэ. Его основатель Нава Сэйваэмон стал последним рассказчиком «Тайхэйки» и первым профессиональным коданси. Постепенно тематика рассказов коданси расширялась. Кроме разнообразных повествований о битвах они стали рассказывать о семейных конфликтах в знатных домах, о судебной практике полулегендарного судьи Оока Сэйдаи, о необычных происшествиях из жизни горожан, о политических событиях своего времени. Конечно, не все темы рассказов кодан нравились властям. Выступления некоторых рассказчиков запрещались. А один из лучших кодапси второй половины XVIII века, Умаба Бунко, был приговорен к смертной казни за то, что осмелился публично исполнить созданный им кодап «Кана-мори содо», повествующий о недовольстве правительством бакуфу, которое в то время имело место. Однако подлинно устными рассказами кодан стали к середине XIX века. До тех пор кодапси во время выступлений пользовались текстом, который назывался дайхон. Революция Мэйдзи вдохнула новую жизнь в кодан. Появились новые типы рассказов, которые назывались кайка-кодан (кодан цивилизации), или синкодан (новый кодан). Они включали пересказ жизнеописания Колумба, рассказы о мятеже Это Симпэя и Юго-Западной войне и т. д. Иногда коданси стали появляться на эстраде в европейском платье и вести повествование, сидя за столом. Широкое распространение получили симбун кодан (газетный кодан), представлявшие собой обработку газетных статей в форме кодан. Это был период невероятно широкого распространения кодан. Только в Токио насчитывалось более восьмидесяти сякуба (место выступления) и более восьмисот коданси. |