Это интересно
Новости по теме
|
История икебаныКорни икэбаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии Синто, находятся в каждом предмете. На смену религиозной системе синтоизма в VI веке в стране был введен в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения. Считается, что принц Сётоку (574-662), содействовавший установлению буддизма в Японии, положил начало и цветочной аранжировке. Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икэбаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые строил Сэнму и ставил в храме, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов). Дом Сэнму называли “хижиной у пруда” - икэнобо. Этим именем через восемь столетий была названа перваяшкола искусства икэбаны. Трехветочная икэбана заложила основу для старейшего стиля рикка (стоящие цветы). Позднее появились формы этого стиля из пяти, семи и девяти композиционных элементов. В икэбане нашел свое отражение и один из основных постулатов буддизма об эфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни. Большое влияние на искусство икэбаны оказало учение буддийской школы Дзен (1141-1215), которое утверждает значимость бытия в его непосредственной данности и сиюминутности, отрицает пышные религиозные обряды и ритуалы, считает, что высший смысл жизни кроется в самом обыденном. Под влиянием этого учения хэбана переставала быть только религиозным атрибутом, а процесс ее создания священнодействием. Композиции Рикка, достигшие к XII в. монументальности и помпезности, становятся теперь меньше по размеру, более тонкими в расцветке. Икэбана постепенно оказывается частью повседневного быта человека, она начинает создаваться не только для храмов, но и для дворцов аристократов а затем для военной знати. Сегун (правитель) Асикага Ёсимицу (1358-1408) прославился своим покровительством искусствам в стране. Развитие икэбаны тех лет также в значительной степени обязано именно ему. Он вошел в историю Японии как “изящный Сегун”. Им был воздвигнут известный храм Гиннаку-дзи, ставший достопримечательностью города Киото. Особый интерес в период его правления вызывают достижения в области так называемых искусств повседневной жизни: икэбана, чайная церемония, театр. Но, садовое искусство, архитектура. Благодаря его поддержке многие художники смогли создать в то время свои прекрасные произведения. Архитектура в те годы внесла в интерьер жилого помещения существенное новшество. В известном смысле, воспроизводя монашескую келью дзенского монастыря, архитекторы ввели в жилище стенную нишу (токонома), имевшую культурно-религиозное назначение. С ней связано развитие многих форм икэбаны. Тогда же в икэбане закрепились более строгие старинные правила и каноны стиля Рикка. Творчество икэбаны сосредоточивалось главным образом в храмах и монастырях, где этим делом занимались монахи, а во дворцах - слуги феодалов. В истории сохранились имена многих знаменитых мастеров икэбаны, таких как Рюами, Соами, Ноами и др. Особое место среди них занимает выдающийся монах Икенобо Сенкей, настоятель храма Какудо под Киото. Именно этот священнослужитель положил начало всемирно известной династии мастеров Икенобо. В 1462 г. Сенкей по просьбе правителя устроил аранжировку из растений в стиле Рикка в золотой вазе. Его великолепное мастерство произвело сенсацию среда населения Киото, с тех пор слава постоянно сопутствовала ему. Связи икэбаны с религиозным обрядом постепенно ослабевают, она проникает в повседневный быт, все чаще воспринимается как предмет эстетического наслаждения. Именно в этот период икэбана становится подлинным искусством. Этому способствуют и ежегодные состязания в аранжировке цветов, введенные Асикага Ёсимицу, страстным любителем цветов: его дворец называли “домом цветов”. |