Рецепт изготовления ядерных мин, созданный английскими специалистами в 1950-х, звучит приблизительно так: возьмите ядерную бомбу, устройте в ней курятник, заройте в землю и взорвите к приходу красных оккупантов. До шестидесятых годов минувшего столетия на Западе о религиозно-философском, этическом и эстетическо Черный камень Каабы (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане), - самый известный священный Все мощи святых хранят в себе какую-то загадку. Но, пожалуй, святая плащаница из Турина - самая таин Одной из самых больших сенсаций в области исторических открытий нашего века является находка "Влесов Аль-Газали, философ и суфий двенадцатого века, в своей "Книге Знаний" приводит следующую строку Аль- Об этом мало кто знает - когда Гитлер осуществил свой самый первый территориальный захват - насильно Легенды о Святом Граале продолжают волновать воображение уже не первого поколения любителей тайн. Не Стресс приводит ко множеству болезней. Среди них - гипертония, болезни сердца, воспаления желудочно- Цивилизации рождаются и умирают. Тайну этого еще не понятого до конца процесса, возможно, помогут ра Тэртерийская загадка В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Вблизи селения Саккара в период третей династии была построена пирамида Джосера. Это ступенчатая пир Как приучить ребенка к труду? Проще простого: подарите сорванцу радиуправляемый гоночный пылесос с символикой NASCAR. О вегетарианстве Из истории
 


Кто такой каббалист...

Далее


Некоторые скажут без сомнения: “Руководства по живописи и другие художественные трактаты разъясняют глава за главой, со скрупулезной тщательностью, как пользоваться кистью, как пользоваться тушью”. С ...

Далее


Прежде всего, надо научиться узнавать лекарственные растения "в лицо", ведь возможны двойники и не просто бесполезные, но и ядовитые. Можно по атласу, травнику, гербарию, но лучше всего непосредственн...

Далее


В 1887 году русский ученый и журналист Николай Нотович, путешествуя по Тибету, обнаружил близ буддийского монастыря Хемис рукопись, написанную на тибетском языке, о странствиях по странам Востока и пр...

Далее


Кориандр свежий (кинза). Свежие листья кориандрума сативума широко применяются в Индии, так же, как петрушка на Западе, не просто как гарнир, но как основной источник аромата. Свежий кориандр заслужив...

Далее


Монотонный голос из репродуктора предупредил о закрывании дверей и сообщил название следующей остановки, после чего трамвай тронулся. Час пик ещё не наступил, и людей в вагоне ехало немного. Сейчас па...

Далее





Учение виджнянавадинов о восьмом сознании


I. Введение

Учение виджнянавады завершает линию развития буддийской психологической мысли в Индии. Для этого развития характерен постепенный сдвиг в содержаниии анализа психического - с объекта сознания на субстрат сознания и далее на акт сознания: от рассмотрения психики и ее объекта как равно материальных и оттого доступных анализу аналогичным образом, через абхидхармистские представления об органах чувств как о неких "способностях", воспринимающих не материальные объекты, а "зримое", "слышимое" и т.д., к учению о психическом акте и далее об осознаниии самого акта сознания, т.е. к метатеории сознания/1/.

Для виджнянавадинов классификации элементов, составляющих эмпирическую действительность, оказываются номинальными, относящимися к описанию опыта, а сами эти элементы - обладающими лишь относительной реальностью. На уровне относительной реальности (паратантра; курсивом выделяются первые упоминания санскритских терминов; далее в тексте они даются без выделения, равно как и общеупотребительные термины) всякое восприятие причинно обусловлено и вещи обладают свойствами (лакшана), природа же вещей (свабхава) относится к уровню абсолютной реальности (паринишпанна) и в терминах паратантры невыразима - в частности, потому что категории относительной реальности предполагают различение субъекта и объекта. Различение субъекта и объекта и понятие об индивидуальном Я - иллюзии, вроде веревки, которая кажется змеей, и вместе со множеством других иллюзий (викальпа, т.е. умственных конструктов) составляют уровень иллюзорной реальности - парикальпита. Между тремя уровнями реальности нет, однако, непроходимой границы: если бы паратантра была свободна от викальп, она ничем не отличалась бы от паринишпанны. Стоит заметить, что Учение виджнянавадинов о различении трех реальностей в большой степени подготовлено положением мадхъямики о "пустотности" (несубстанциональности) дхарм (согласно которому дхармы не могут описывать истинной реальности, потому что она безатрибутна) и вытекающим отсюда различением относительной и абсолютной истины.

Объяснить, откуда берется во всем своем разнообразии реальность, данная нам в ощущениях (парикальпита и паратантра), призвано учение виджнянавадинов о сознании, согласно которому мир и иллюзия атмана порождаются развертыванием сознания (виджнянапаринама). В добавление к пяти сознаниям-коррелятам модальностей восприятия и шестому сознанию разума, позволяющему воспринимать нечувственное и координировать чувственные данные, вводится седьмое (клиштамановиджняна), дающее иллюзию внешнего мира, противопоставленного Я, порождающее привязанности и вообще ответственное за активное отношение субъекта к миру (приблизительно оно сопоставимо с Кантовским трансцендентальным единством апперцепции) и восьмое (алаявиджняна, сознание-сокровищница) - исток всех форм и состояний сознания, в потенциальном виде содержащий "семена"-зародыши (биджа) всех восприятий эмпирического субъекта.

Следует пояснить, что учение Абхидхармы предполагает, в частности, классификацию из восемнадцати элементов, из которых складывается описание опыта. Эта классификация включает шесть органов-способностей (индрия) - пять относящихся к чувственному восприятию - зрительному, слуховому, обонятельному, вкусовому и осязательному - плюс манас как способность воспринимать нечувственные и абстрактные объекты); шесть соответствующих этим органам-способностям "объектов" (вишая), т.е. видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое и "мыслимое" (дхармы), а так же шесть ставящихся в соответствие способностям восприятия и опирающихся на объекты-вишая "сознаний" (виджняна) - сознание, связанное со зрением, со слухом и т.д. вплоть до "сознания, связанного со способностью нечувственного восприятия" (мано-виджняна), которое обращается к предыдущему моменту потока сознания (таким моментом выступает манас).

Виджнянавадины же предлагают не выводить эмпирическое из сочетания коррелирующих элементов - процессов, чувственного и сознательного, но рассматривать их как единое сознание, кажущееся разложенным на эти элементы /2/.

Требует пояснения роль седьмого сознания (клиштамановиджняна или клиштаманас) в построениях виджнянанвадинов, т.к. дальше у нас не будет случая остановиться на его функциях и его взаимодействии с алаявиджняной. В терминологии этой школы для его обозначения часто применяется термин "манас" (не вполне соответствует манасу в системе Абхидхармы сарвастивады). В соответствии с определением, данным Васубандху в Виджняптиматратримшикашастре, седьмое сознание-манас

Учение виджнянавадинов о восьмом сознании I. Введение

Используются технологии uCoz